Фотограф без границ
Константин Озеров, директор и создатель одной из крупнейших турфирм Череповца и Вологодской области, сам очень любит путешествия. Для его фото не хватает памяти компьютера – за четверть века Озеров побывал в 55 странах и сделал более 200 тысяч (!) фотографий, которые занимают 6 терабайт компьютерной памяти и несколько десятков пленок. Немалая часть его снимков, сделанных в разных уголках света, попадает в рекламные буклеты, участвует в фотоконкурсах или оказывается на страничке в соцсети, вызывая десятки комментариев. Не один год Константин планирует заявить о себе как о фотохудожнике и открыть большую выставку. И верит, что вскоре это произойдет.
«Шпионские» истории
Во время поездок на странам мира с Константином Озеровым происходило немало интересных случаев. И в большинстве случаев фотоаппарат принимал в них активнейшее участие.
– Во время экскурсии по Вашингтону нашу группу несколько часов возили по мемориалам и паркам, а потом сказали: все, едем в отель, – рассказывает Озеров. – Я возмутился: как так, а разве ночной Капитолий снимать не будем? Нет, говорят, экскурсией это не предусмотрено. Но я не мог вернуться домой без снимка одного из главных зданий США. В полночь собрался, нагрузил на спину аппаратуру и побрел пешком к Капитолию. Благо он подсвечен. Наверное, там все оцепенели от моей наглости, но я преодолел все кордоны и без всяких препятствий подошел к забору Белого дома напротив Овального кабинета, не спеша установил камеру на штатив, сделал снимки, собрался и ушел.
Другой случай произошел на Шри-Ланке.
– Там я снимал, как высокопоставленный генерал возлагал цветы к памятнику и высаживал дерево, отдавая дань какой-то местной традиции, – вспоминает Константин Озеров. – Так мне не только не запретили снимать, но и приближенные этого генерала попросили выслать снимки, что я и сделал. В ответ получил письмо: «Снимки ваши получили, передали на военную базу, начальству снимки понравились». Эх, думаю, прочитал бы это письмо кто-то из разведки, зачислили бы меня в шпионы!
А в одном из отелей Дубая Константина Озерова однажды приняли уже не за шпиона, а за папарацци. Он снимал помещения отеля, в котором остановился, для того, чтобы потом показывать клиентам своей турфирмы, и в кадр случайно попала русская туристка. «Она начала возмущаться, что ее сфотографировали, устроила страшный скандал», – рассказывает череповчанин.
Первые шаги
Увлеченные фотографией люди окружали Константина Озерова с детства. Отец был заядлым фотолюбителем, и его «Зенит» редко лежал без дела. А лучшим другом Константина был Максим Кашин, сын известного в Череповце фотографа Юрия Кашина. В квартире у Кашиных со стен смотрели сделанные главой семейства огромные портреты Высоцкого и Пугачевой, а фотолаборатория помещалась в ванной.
– Мой отец увлек меня фотографией и дал первые уроки, – рассказывает Константин. – Поначалу он брал меня на прогулки по Череповцу поснимать городские пейзажи. Потом стали выезжать в Ленинград фотографировать тамошние красоты. Пленка у нас была черно-белая, и природа получалась не слишком хорошо, зато памятники архитектуры – здорово.
В 1988 году Константин Озеров совершил первую заграничную поездку по комсомольской путевке в Чехословакии. Там он приобрел цветную пленку для слайдов и, как сам говорит, «исщелкал ее в поездке». Проявить такую пленку в Череповце тогда было невозможно. Печатал снимки в Москве.
– Я настриг пленку на слайды, и мы рассматривали их с друзьями, – рассказывает Константин. – Это было похоже на волшебство – полутьма, цветные картинки, заграничные виды.
Сейшелы и застолья
На фотоаппаратах он не экономил никогда – в 90-х, когда туристы запечатлевали увиденное на «Полароиды» и «мыльницы», на шее у Константина Озерова висел профессиональный Canon. В «нулевые» годы он приобрел один из первых цифровых фотоаппаратов.
– Им я сделал снимок, который, скажу без ложной скромности, стал знаменитым, – рассказывает путешественник. – Запечатленные из иллюминатора самолета Сейшелы заняли третье место из тысяч снимков на престижном фотоконкурсе в Интернете – за него проголосовали сотни людей. Я дарю это фото в красивых рамках клиентам своей фирмы.
А пару лет назад фотобагаж Константина Озерова пополнился огромным объективом – по всему миру его сопровождает тяжеленный кофр с аппаратурой плюс полутораметровый штатив.
– И, тем не менее, чаще все же снимаете на телефон или планшет? – интересуюсь я у собеседника.
Константин отвечает, что «телефонные» снимки он выкладывает в соцсетях, поэтому они и известны многим, а сделанные фотоаппаратом годами остаются на карте памяти, никем не увиденные.
– На телефон снимаю, когда не-удобно доставать большую камеру – идет официальный прием или церемония, – говорит Озеров. – Недавно, например, был в Питере на крутом приеме, и захотелось показать друзьям в соцсети замысловатые блюда, так я не стал смущать кушающих, а аккуратно снял на смартфон. Многие следят за моими путешествиями и моей «кулинарной географией», и я не могу обмануть ожиданий людей.
Пожертвования Будде
В каждой из своих поездок (а практически все их можно назвать деловыми) Константин Озеров привозит от 2 до 4 тысяч снимков. Тут и информативные фото для туристических буклетов, и творческие фотографии. Однажды едва не вернулся домой с пустой картой памяти. В Дамбулле, городе Шри-Ланки, он вместе с группой посетил древние храмы в пещерах. Туристов там предупреждают – снимать золотые статуи Будды категорически запрещено.
– Как только все увидели, что смотрителя нет, достали фотоаппараты, – вспоминает череповчанин. – Через три минуты вбегает отряд людей в форме и отнимает камеры у всей группы без исключения. Потом их вернули, но без пленки или видеокассеты. Мою видеокассету тоже отняли, а у меня на ней почти вся поездка запечатлена. Я к полицейским – отдайте. Они мне говорят: вот корзина для податей, положи в нее столько-то рупий, 400 рублей на наши деньги. Лишь после этого мне вернули кассету, а запись со статуями Будды стерли. Спустя 12 лет я вернулся в тот же храм – фотографировать можно было уже свободно.
– Больше всего люблю я снимать природу, детей и животных, – говорит Константин Озеров. По его опыту, в разных странах дети реагируют на нацеленный на них объектив фотографа по-разному.
– В Камбодже, Шри-Ланке и Японии детишки улыбаются и машут руками, – рассказывает он. – А если вы сфотографировали ребенка, например, в Танзании, он тут же начинает щелкать пальцами, требуя денег.
Сергей Виноградов
Газета «Красный север», №215 (27 241)
20 ноября 2013